«Он продал душу дьяволу» — вердикт, убивший человека
Уголовное дело 124/53, юридический советник правительства против Гринвальда
Исраэль – урождённый Рудольф — или Ружё по-венгерски – Кастнер родился в 1906 году в Венгрии, бывшей тогда частью Австро-Венгерской Империи, в городе Клуж, что в северной Трансильвании. У самого места его рождения судьба сложилась непростая – Трансильвания, известная как родина графа Дракулы, переходила от Венгрии к Румынии туда и обратно несколько раз, окончательно оставшись в составе Румынии в 1945 году. До сих пор многие пожилые венгры, услышав, что речь идёт о румынах, ругаются – «они забрали у нас Трансильванию»!
Кастнеру было 15 лет, когда он вступил в ряды молодёжного сионистского движения, и впоследствии он возглавил его в родном городе. В столичный университет его не приняли из-за процентной нормы, и звание доктора юридических наук Кастнер получил в своём городке. Впрочем, юристом он работать не стал, хотя и вступил в Палату адвокатов (умный был мужик), а устроился в газету сперва спортивным, а потом и политическим обозревателем. Журналистом он был отличным и даже умудрялся, будучи евреем, интервьюировать махровых антисемитов-железногвардейцев – как ещё назвать членов антисемитской «Железной гвардии», основной опоры фашистов?
Параллельно с журналистской деятельностью Кастнер занимался и общественно-сионистской, возглавлял еврейские организации, был секретарём еврейской фракции в румынском парламенте и вплоть до 1940 года, пока Трансильвания в очередной раз не отошла к Венгрии, вёл активную общественную жизнь. С переходом же под венгерскую власть всё изменилось, и первым делом Кастнера исключили из Палаты адвокатов из-за его еврейского происхождения – однако еврейскую деятельность он продолжал, и с 1942 года возглавил венгерское сионистское движение.
В 1941 году Кастнер начал деятельность по помощи еврейским беженцам в Венгрии, и в 1943 основал Будапештский комитет Помощи и Спасения. По роду деятельности комитета он очень плотно работал с нацистами, ведь для того, чтобы спасать евреев, надо было выбивать у немцев визы, разрешения на перемещения и прочее – что без долгосрочного и тесного сотрудничества не представлялось возможным – и использовал своё юридическое образование и смекалку на полную катушку. Так, в 1944 году он убедил фашистов, что 600 сертификатов на иммиграцию в Палестину на самом деле не именные, а семейные, и организовал целый поезд, на котором уехали от верной гибели 1,684 человека – поезд, впоследствии получивший название «поезд Кастнера».
В 1947 году Кастнер репатриировался в Израиль (тогда ещё бывший Палестиной) и продолжил заниматься политической деятельностью – стал пресс-секретарём министра торговли и даже пытался (правда, безуспешно) избираться в кнессет. А в 1952 году журналист по имени Михаэль Гринвальд написал статью, в которой расписывал деятельность Кастнера совсем в другом свете – мол, тот сотрудничал с нацистами и помогал им в уничтожении евреев. «Запах мертвечины исходит от Рудольфа Кастнера, и он подлежит уничтожению», – написал Гринвальд.
Министр, у которого работал Кастнер, и юридический советник правительства убедили его подать официальную жалобу на журналиста, и начался редкий процесс – уголовное, а не гражданское разбирательство по делу о клевете. Как это и бывает, процесс над клеветником превратился в процесс над тем, кого оклеветали, и фактическим обвиняемым стал Кастнер. Адвокаты подсудимого постарались на славу, и самый громкий суд того времени закончился полным оправданием Гринвальда и мрачными выводами относительно Кастнера.
В решении суда от 22 июня 1955 года, признавшем Гринвальда невиновным, было выражение, мгновенно разлетевшееся по всем газетам. «Кастнер продал душу дьяволу», – написал судья Биньямин А-Леви, – «он сотрудничал с нацистами, готовил почву для массовых убийств евреев и принимал в них участие если не прямо, то косвенно». Общественное мнение в Израиле разделилось на две части – одна бичевала Кастнера и клеймила его позором, а другая часть, в которой были и те, кто прошёл войну и Холокост, говорила, что нельзя давать оценку действиям человека в той ситуации, в ней не побывав. «Судья, не переживший такого, вообще не может судить о таких вещах», – говорили те, кто испытал это на своей шкуре.
В январе 1957 года Кастнер подаёт обжалование в Верховный суд, а 4 марта 1957 года его застрелили. Трое молодых людей, поклонников крайне правой идеологии, ждали его около дома и расстреляли в упор. Убийц нашли и судили, дав каждому пожизненное заключение, правда отсидели они всего по 7 лет, впоследствии будучи помилованными президентом. А обжалование шло своим чередом, и деятельность Кастнера разбиралась на нём уже без него. Надо сказать, что инстанция по обжалованию не заслушивает свидетелей и не разбирает новых доказательств, а вся её работа сводится к проверке правильности юридических выводов, сделанных судом низшей инстанции из предоставленных ему свидетельств, поэтому отсутствие главного фигуранта дела не помешало правосудию.
Десять месяцев спустя суд вынес решение. Мнения судей разделились. 194 страницы написал доктор Шимон Агранат в решении, полностью отвергшем прошлый приговор суда. Имя Кастнера было очищено от всех подозрений, и судья восхищался его деятельностью в непростое время и в ситуации, когда надо было найти тот тонкий баланс между сохранением хороших отношений с нацистами (иначе как добиться от них сотрудничества) и делом спасения тысяч евреев. Тем не менее, были и другие мнения судей – от «коллаборационист, запятнавший свою принадлежность к еврейскому народу» до «действовавший небрежно и неосмотрительно».
Михаэль Гринвальд, со статьи которого всё и началось, дожил до 1968 года, неоднократно извинялся перед героями своих публикаций, был судим за мошенничество при получении компенсации из Германии и пережил погибшего на войне сына и покончившую жизнь самоубийством дочь. Противоречивая же личность Исраэля Кастнера до сих пор неоднозначно воспринимается израильским обществом. Так, в 1993 году мэрия Тель-Авива планировала назвать улицу его именем, однако из-за протестов так и не приняла этого решения. И до сих пор не утихают споры историков, журналистов, детей и внуков всех причастных к этой истории, кто же такой был Исраэль Кастнер – герой, ежедневно рисковавший жизнью ради спасения тысяч евреев, или пособник нацистов, наживавший состояние на трагедии народа.
#СудебнаяИсторияИзраиля — Глава из моей книги «Самые интересные дела в истории Израиля»
'Сегодня можно вспомнить эту главу' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!