БАГАЦ 9232/01 Ноах – Израильское Объединение Защиты Прав Животных против Юридического Советника Правительства
Фуа-гра (от французского foie gras, «жирная печень») с давних пор является одним из символов французской кухни, а из-за её высокой цены – и символом сладкой жизни и достатка. Секрет особой печени – не в приготовлении, а в питании гусей или уток. Точнее, в насильственном кормлении. Старинный рецепт деревенских фермеров благополучно пережил процесс индустриализации сельского хозяйства и в нашем веке был поставлен на конвейер, и сотни тысяч птиц по всему миру мучились с момента появления на свет и до самой смерти. Удовлетворение изысканного кулинарного вкуса гурманов зависело от того, сколько пищи насильно затолкают в несчастных птичек, и постепенно на этот садизм обратили внимание люди, которым небезразлична судьба братьев наших меньших.
Защитой животных в Палестине начали заниматься ещё англичане, основав в 1927 году организацию по борьбе с издевательствами на животными и специальную ферму, на которую свозили пострадавшую от жестокого обращения живность. Впоследствии, в первые годы становления независимого государства Израиль, война за выживание вытеснила защиту животных на периферию общественного сознания, но по мере развития страны и общества эта тема снова стала актуальной.
В 1986 году была основана самая значительная организация по защите животных в Израиле – «Тну Ле-Хайот Лехиот», в переводе – «Дайте жить животным», а в 1993 году несколько подобных организаций создали объединение под названием «Ноах» — так звучит на иврите имя Ной, тот самый, что спасся от потопа на ковчеге не только с семьёй, но и со всей живностью планеты. К сегодняшнему дню «Ноах» объединяет более двух десятков организаций и координирует их деятельность.
В 1994 году Кнессет принял Закон о Защите Животных, в котором жестокое обращение с ними определялось как уголовное преступление. Закон этот стал основой для борьбы против жестокости, но само определение понятия «жестокое обращение» сформулировать в законе оказалось невозможным, и этим занялся суд. Со временем под действие закона попали собачьи бои, шоу «человек против крокодила» в Хамат Гадере, крокодильей ферме на севере Израиля, и пришла пора защитить и птиц – утей и гусей, насильственно закармливаемых на израильских фермах.
Как обычная гусиная (или утиная) печень превращается в фуа-гру? Всё то же самое, но в десятикратном размере – в десять раз больше пищи, и в десять раз больше печень. Так как птица не способна по собственной воле слопать в десять раз больше нормы, пищу ей проталкивают силой через трубку, отчего печень практически перестаёт выполнять свои функции, зато наливается жиром и распухает до невероятных размеров. Если садизм в нашем понимании связан с желанием удовлетворить жажду насилия, то эта форма садизма призвана удовлетворить гастрономические потребности небедных людей и жажду наживы фермеров.
В соответствии с новым законом, под давлением организаций по защите животных правительство издало распоряжение о переходном периоде, согласно которому в течение нескольких лет жестокая практика насильственного откорма должна была прекратиться к 2004 году, а до тех пор фермеры могли продолжать производство гусиной и утиной печени. Фактически это стало с одной стороны признанием того, что процесс производства фуа-гры является жестокостью, но с другой стороны позволило эту жестокость продолжать.
В 2001 году объединение Ноах подало иск в Верховный Суд с требованием отменить переходный период и немедленно запретить подобную практику в Израиле. К тому времени израильские фермеры уже сорок лет как занимались производством деликатеса, выдавая более 500 тонн печени в год – половина съедалась в Израиле, а вторая половина уходила на экспорт. Надо сказать, что Франция и Бельгия – основные потребители деликатеса – в отличие от многих европейских стран не запретили жестокую практику, ссылаясь на традиции, уходящие корнями в далёкое прошлое.
Судья Ашер Гронис внимательно рассмотрел европейскую практику, решения Европейской комиссии по защите прав животных (носящих рекомендательный, а не обязательный к выполнению характер), и разделил решение на три этапа. Во-первых, необходимо было проверить, является ли насильственное кормление жестокостью. Во-вторых – есть ли оправдание этой жестокости. И в-третьих – насколько будет оправдано вмешательство суда в постановление правительства, одобренное специальной комиссией Кнессета. Гронис, не являющийся сторонником судебного активизма, принял решение отклонить иск и подождать ещё несколько лет, пока не закончатся годы переходного периода.
С мнением судьи Грониса, на момент написания этих строк ставшего Президентом Верховного Суда, не согласились судьи Штрасберг-Коэн и Ривлин. Судья Штрасберг-Коэн так же глубоко, как и Гронис, исследовала историю вопроса, иностранную практику, международные соглашения, а также конституционные аспекты решения, которое просили принять защитники животных. Несмотря на то, что юридический анализ был во многом похож, результат был противоположный, и основной аргумент был таков – заявленной целью постановления правительства было предотвращение страданий птиц, и цель эта не была достигнута.
Решение судьи Ривлина, также согласившегося с истцами, было коротким, и не рассматривало прецедентов. Вот его слова – «В моём сердце нет сомнений в том, что животные способны к проявлению чувств. У них есть душа, чувствующая радость и горе, счастье и траур, симпатию и страх. Есть среди них и те, что испытывают особые чувства к их другу-врагу человеку. Кто-то со мной не согласится и скажет, что прокормить фермеров важнее, чем защищать их скот. Но у этого есть своя цена – от этого страдает честь и достоинство не только животных, но и самого человека».
С тех пор фуа-гра в Израиле не производится, а права животных защищены не хуже, а зачастую даже и лучше, чем в продвинутой и либеральной Европе.
'Самые интересные дела в истории Израиля — ГУСИ, УТКИ и ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!