Израиль — еврейская страна. Она, конечно, ещё и демократическая, но прежде всего она еврейская, ибо другой страны у евреев нет, а в отсутствие своей страны с народом всегда происходят мелкие неприятности типа геноцида — спросите у курдов, например. Поэтому наше государство сперва еврейское, а потом уже демократическое.
Поэтому у нас есть раввинатский суд, и по 1 параграфу Хашбадара (חשבד»ר — חוק שיפוט בתי דין רבניים) браки и разводы евреев в Израиле находятся в исключительной юрисдикции бородатых мудрецов. Фактически это значит, что жениться живущим в Израиле евреям (а мы сейчас говорим именно о парах, где жених и невеста оба галактические евреи) можно где угодно, а вот развестись можно только через раввинатский суд.
Раввинатский суд судит по Алахе (не могу я ה превращать в «Г» типа Гаарец и Габима) — то есть по системе прецедентов, корнями вросшей в те далёкие времена, когда наши не совсем нордические предки шароёбились по пустыне аки бедуины, и система отношений в семье была совсем другой.
В той системе прелюбодеяние имело чоткое определение — это когда спишь с мужней женой. Хозяйской даже, ибо если кто не знает иврит, бааль (בעל) на нём и муж, и хозяин. Впрочем, когда я был у бабки-целительницы под Муромом, она на меня посмотрешла и сказала «Чоорный, красивый, нерусский… кооот! Вот у меня был чорный хозяин, очень я его любила» — и только черезх несколько мгновений до меня дошло, что под «хозяин» она имеет в виду мужа.
Так вот, когда у тебя дом в пустыне, ты живёшь в племени и всё как было тогда — чужой мужик, прокравшийся тайком к твоей жене представляет смертельную опасность, ибо он не уведёт твою жену (развод и новый брак), а скорее всего сведёт тебя со свету, чтобы твоя вдова могла с ним пожениться, не теряя лица и, главное, дома и стада.
Прошли века, теперь развод в большинстве случаев является логическим завершением брака (и статистика говорит нам, что чем дальше — тем больше), мужа не надо убивать (по крайней мере в большинстве случаев), прелюбодеяние не является угрозой для жизни — но прецеденты остались, и связь замужней еврейки с другим евреем вносит в жизнь и семейный статус иногда непреодолимые запутки.
Всё это было вступлением, а теперь перейдём к истории, которая и подвинула меня к написанию этой статьи, а также логическому её завершению — решению Большого Раввинатского Суда, который высшая инстанция. Впрочем, я уверен, что даже это решение — не конец юридической истории, не говоря уже о истории самих людей.
Итак, встречайте Плонит, которая жила с мужем, а спала с любовником. И от любовника завела детей, так и не успев развестись с мужем. И после развода она захотела жениться на своём любовнике (точнее, после развода он, наверное, переходит в разряд «партнёра» и становится бывшим любовником).
Помните, я сверху написал и прецедентах? В отличие от либеральных современных законов, старые еврейские указания в такой ситуации говорят однозначно — жениться на любовнике нельзя. Поэтому в бракосочетании госпоже Плонит отказали, и что ещё неприятнее — отказали в требовании записать дочку на её реального отца, ибо она была зачата до развода.
Мамзерут — это отдельная еврейская пестня, и раввины делают всё, чтобы ребёнок не стал мамзером, то есть незаконнорожде(ё?)нным. В человеческих судах само понятие «незаконный ребёнок» давным-давно отменили, но опасение-подозрение, что ребёнок будет мамзером, до сих пор очень важно — например, поэтому не только раввины, но и судьи не дадут направления на проверку ДНК в случае, когда она (возможно!) приведёт к результату, что муж на самом деле не отец.
Что же сделала пара, которой надо всё же было и бракосочетаться, и ребёнка записать? Они решили обжаловать сам факт брака — то есть вместо того, чтобы развестись, признать сам брак void, то есть недействительным. А причина для этого была весьма серьёзная, а именно — проблема с одним из свидетелей. Он брился. Бритвой!
Как говорил царь Соломон — מכל מלמדי השכלתי, я учился ото всех моих учителей. Мы знаем, что для мудрого человека учителем будет и муравей, который несёт соломинку, и полёт осеннего листа с рябины, и беседа с дураком научит многому мудреца. Я, конечно, не мудрец, но учиться, как ни старнно, люблю. И сегодня, проверяя материалы для этой статьи, я выучил, что бриться бритвой евреям нельзя.
Оказывается, нельзя правильному еврею сбривать волосы на морде бритвой, дабы металл («Металл!» — помните этот анекдот?) не трогал еврейского лица. поэтому бриться можно машинкой, у которой пластиковая насадка — тогда кожа не вступает в контакт с металлом, и… Логики у этого запрета я не знаю, поэтому даже гадать не буду.
Так вот, оказалось, что один из свидетелей бреется! Не машинкой! Бритвой! А это значит, что никакой он не свидетель, и брак не заключён при двух официальных свидетелях, следовательно брака не было и урррра!
Увы, сказал раввинатский суд. Свидетель когда-то брился бритвой, когда ещё жил в Марокко — но, совершив алию в Израиль (хотя куда её ещё можно совершить?), он окстился, исправился и отныне бреется только машинкой. Поэтому свидетель был кошерный, брак действительный, ребёнок остаётся записанным на бывшего мужа, а новый брак не зарегистрируется. Победила Алаха, слава Аллаху!
Не знаю… Перечитайте первые строчки этой статьи — государство у нас сперва еврейское, а потом уже демократическое. Но как-то это всё… Ситуёвина, когда ребёнок живёт с мамой и папой, но папу не признают папой, а люди не могут бракосочетаться, мне не кажется правильной.
А вам?
'О лезвии бритвы и недействительном браке, или когнитивный еврейски-демократический диссонанс' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!