Англия, 2019 год. Звонок из полиции. Здравствуйте, вы лайкнули стихотворение в Твиттере, и мы решили проверить, как вы думаете.
«The cop told me that he needed to speak with me because, even though I’d committed no crime whatsoever, he needed (and I quote) ‘to check my THINKING!’ Seriously. Honestly.»
Итак, что произошло? Гарри Миллер лайкнул в Твиттере стихотворение. Плохое, по-моему — но я вообще кроме Летова особо поэтов не признаю, поэтому и не буду судить. А вот процитировать вам я его не могу, ибо оно о том, что мужчина всегда будет мужчиной, и если его переделать в женщину, он всё равно не сможет рожать.
Так как это стихотворение может быть обидным для трансгендерных товарищей, его определили как «хейт спич». Hate speech — это такая штука, которая не определяется никакими законами, и в неё может попасть всё, что угодно. Всё зависит от интерпретации, и если закон что дышло, то хейт спич это вообще флюгер.
Пишу и, напротив обыкновения, перечитываю каждую строчку — боюсь, что мне закроют фейсбук. Потому что я не знаю, как отреагирует отдел цензуры на мои слова — ведь никто не знает, что такое хейт спич, и определяет это группа активистов. Или кто-то один. Или отдел по борьбе с нежелательной мыслью.
Так вот, Гарри лайкнул стишок. Звонок из полиции — здравствуйте, мы тут почитали ваш Твиттер. Спасибо, говорит Гарри, очень польщён. Да, говорят менты, но есть проблема. Ты трансов не любишь. Ну, спрашивает Гарри, а это преступление? Нет, говорят менты. Но это hate incident — то есть не то чтобы преступление, а проявление ненависти, поэтому нам нужно проверить, как ты думаешь. Англия, 2019 год.
Оруэлл, конечно, крут — хотя Хаксли, по-моему, гораздо лучше предвидел то, что сейчас происходит. Но не менее крут был Бредбери, который понял, что будет впереди.
«Сжигать книги можно по-разному. А мир полон людей, бегающих с зажженными спичками. Каждое меньшинство — будь-то баптисты / унитарии / ирландцы / итальянцы / восьмидесятилетние / буддисты / сионисты / адвентисты седьмого дня / феминистки / республиканцы — чувствует, что у него есть воля, право и обязанность разливать керосин и поджигать фитиль».
«Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!»
***************
Моя позиция простая и совпадает с законом Израиля (пока что — но уже есть первые ласточки и в законах). Любая речь, которая не является прямым призывом к насилию и не является клеветой на конкретное лицо — не просто разрешена, а СВЯЩЕННА.
Особенное же качество действий, нарушающих свободу слова, состоит в том, что они во всяком случае составляют воровство по отношению ко всему человечеству, как к будущим, так и к настоящим поколениям, как по отношению к тем, кто усвоил бы себе преследуемое мнение, так и по отношению к тем, кто бы его отверг.
Если мнение правильно, то запрещать выражать его значит запрещать людям знать истину и препятствовать им выйти из заблуждения; если же мнение неправильно, то препятствовать свободному его выражению — значит препятствовать достижению людьми не меньшего блага, чем и в первом случае, а именно: более ясного уразумения истины и более глубокого в ней убеждения, как это обыкновенно имеет своим последствием всякое столкновение истины с заблуждением.
Последние два параграфа написал не я, а Джон Стюарт Милль. И я с ним абсолютно, полностью согласен.
Вначале было слово. И без слова, без его свободы — нет свободы в обществе. А свобода — это в том числе и свобода НЕ ЛЮБИТЬ кого угодно, и даже НЕНАВИДЕТЬ.
И если в Израиле к кому-то придут менты за то, что он написал в фейсбуке, что ненавидит очкастых юристов-полукровок из Ленинграда и что они низшая форма жизни на Земле — я буду защищать его с яростью и фанатизмом, ибо я буду защищать не только его, но и нашу свободу говорить, а значит и ДУМАТЬ.
Подумайте об этом (с) Константин Анохин
'О мыслепреступлениях, или лайкайте осторожно!' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!