– Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь ее. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку!
Когда Рей Бредбери писал эти строки в далёком ХХ веке (1953 год), он даже не представлял себе, насколько он был прав. Прошло чуть больше, чем полвека, и именно эти книги изъяли из школьных программ и библиотек. Теперь, правда, к ним присоединился Гекльберри Финн (мама мне говорила, что он намного лучше Тома Сойера, но это было в детстве, и с тех пор я не перечитывал ни того, ни другого).
В те годы вообще писали хорошие книги. Сперва Хаксли выступил со своим Brave New World, потом Оруэлл с 1984 — и нельзя сказать, чтобы они оба были не правы. Оруэлл, правда, писал в 1949 году, уже после Сталина и Гитлера, поэтому пророчества Хаксли, по-моему, гораздо круче. А вот зарядить про интернет и сексуальную революцию в 1932 году — это уже как заглянуть в будущее через форточку, недаром он был из славной семьи учёных, да и умирал очень интересно (погуглите в удовольствие).
На картинке, которой я озаглавил эту статью (или эссе — не люблю слова пост, это ж не про котиков и еду) — сравнение между дистопиями по Оруэллу и по Хаксли. Пересказ не нужен, всё написано на картинке. И действительно, всего лишь несколько лет назад казалось, что Хаксли победил и цензуры в её классическом понимании больше не будет. Однако пришло и время Оруэлла — и вновь цензура подняла свои бесчисленные, как у Гидры, головы.
Пока цензурой занималось государство, это ещё куда ни шло. Запрет на пропаганду террора и убийств — штука вполне логичная. Ну и местный колорит тоже нельзя отменить — большинство жителей России действительно верят, что однополые браки это плохо, большинство жителей Чуркестанов верят, что за карикатуры пророка нужно убивать, и так далее. Ок.
Однако теперь пришла новая пора — пора цензуры на уровне частных фирм. Частные фирмы по большому счёту две — Google и Facebook, все остальные — мелочь. И вот уже год как они очень хотят охранять нас от всего плохого. И теперь всё сильнее и больше наши любимые корпорации заботятся о наших нежных чувствах.
Follow the money, как говорят умные люди. Деньги у этих двух корпораций в основном от других корпораций, которые платят за рекламу. А реклама — двигатель торговли. Но грустные люди меньше покупают, это нейробиология. Поэтому не нужно людям лишнего стресса, дабы не отвлекать их от главной их цели — потребления.
Вчерась корпорация Unilever, которой принадлежат заводы-газеты-пароходы и вообще, такое впечатление, практически всё, что вы видите в супермаркете, решила заказать музыку — если уж платишь 10 миллиардов долларов в год за рекламу, надо делать её эффективнее. Значит, люди должны смотреть на котиков и умиляться, а не спорить о политике.
Поэтому Unilever заявил(а)(и)(о), что Фейсбук и Гугль превратились в болото сексизма, расизма, фейковых новостей и ненависти, и вообще у вас тут в интернете синий кит, а вы тут без цензуры. И если цукербрины срочно не введут полноценную цензуру, we will take our business elsewhere. Вот такая музыка.
Самое интересное в этом деле то, что решать, что именно есть расизм/сексизм/фейк будут специально обученные программы. Основанные на машинном обучении — то есть не по алгоритму с изначально заданными критериями, а искусственный интеллект, который учится на лету и цензурит вас так же быстро. А вот почему он вас зацензурит — иди знай.
Что такое расизм? Посмотрите статистику расового распределения убийств в США и криминологические исследования на эту тему. Это статистика и наука. Опубликуйте у себя в Фейсбуке, и вы увидите, что это расизм.
Сексизма тоже не будет. Что такое сексизм — неясно, но роботы Гугля вам объяснят. Я против того, чтобы в правительстве и в бизнесе была процентовка (минимум х% женщин в кабинете министров или в управлении компании) — это сексизм?
Хейт спич — ненависть ненависть ненависть — это как определить? Я ненавижу идиотов — это нельзя говорить? А ненавижу фашистов? А ненавижу либералов? А «те, кто голосовал за Трампа — дебилы»?
Я даже не знаю, как сочетать фейк ньюз и, например, Рождество. Или Песах с легендой об исходе из Египта. Или вообще любой религиозный текст — хотя эти новости устарели, они всё ещё могут быть фейковыми. Рай, адъ — это ж явно фейк.
Короче говоря, нас ждут интересные времена. Читайте меня, пока я есть — при Сталине с моим языком я бы словил 10 лет без права переписки, при Пиночете меня бы «потеряли» (см. disaparecidos), а при цукербринах просто заткнут.
Мораль из книги Питерсона «12 правил жизни» — говорите правду, или по крайней мере не лгите
'О грядущей цензуре, или почему капитализм может быть тоталитарным' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!