Дело 3372/11 Моше Кацав против государства Израиль
***
Недавно я, с удивлением обнаружил, что очень много людей не знают, что случилось с нашим президентом, которому так завидовал Путин.
Поэтому сегодня глава из моей книги Самые интересные дела в истории Израиля — о том, как Моше Кацав сел за изнасилование, которого не было.
***
Израиль – государство парламентской демократии, как и Англия. Но в Англии глава государства – королева, а королей в Израиле нет ещё с давних, библейских времён. Поэтому вместо королевы в Израиле есть президент, чья должность в современном государстве аналогична должности современной королевы Англии, а именно – представительская. Президент присутствует на официальных торжествах и важных событиях, навещает в больницах раненых солдат, офицеров и граждан, пострадавших от арабского террора, а также занимается сбором пожертвований на благие цели – развитие науки и помощь инвалидам. Да, и ещё у президента есть реальные полномочия – он может амнистировать преступников. Вот, пожалуй, и всё.
Первым президентом Израиля стал Хаим Вайцман. Он родился на задворках Российской империи в многодетной семье, в возрасте 18 лет уехал учить химию в Германии, в 25 лет стал доктором химии во Фрайбургском университете, а в 34 года – профессором Манчестерского университета. Научная карьера была не единственным занятием Вайцмана, и ещё будучи пятнадцатилетним юношей он основал общество изучения иврита, а точнее – возрождения забытого языка.
В 1915 году у англичан закончился ацетон, необходимый для производства взрывчатых веществ, и морская держава оказалась в опасности – запасы необходимых веществ для изготовления ацетона находились в Германии, на территории противника. Профессор Вайцман изобрёл новый способ добычи ацетона методом ферментации, империя была спасена, и Ллойд Джордж с Черчиллем выразили учёному личную благодарность. Именно это открытие сыграло значительную роль в признании Британией права на Еврейское государство в Палестине.
Восьмой президент Израиля, Моше Кацав, родился в Иране и в 1951 году, в возрасте пяти лет, репатриировался в Израиль. В те годы репатриантов, прибывавших из арабских стран, селили в лагерях на периферии, и семья Кацав попала на юга, в окрестности городка Кирьят-Малахи. Позже семья перебралась в сам городок, где Моше стал первым в его истории студентом, поступив в Иерусалимский университет на факультеты экономики и истории. Впрочем, научная карьера не привлекла Кацава, и уже в 24 года он впервые занял должность председателя районного совета Кирьят-Малахи.
Дальнейшая политическая карьера складывалась удачно – в 32 года Моше Кацав избирается депутатом кнессета, в 36 становится замминистра, а в 39 – самым молодым в истории Израиля министром. С тех пор он сменил несколько министерских портфелей, от министра транспорта до министра по делам арабского сектора (кстати, в этом качестве он стал первым официальным представителем правительства на траурных мероприятиях памяти жертв бойни в Кфар Касеме). 1 августа 2000 года Моше Кацав стал восьмым президентом Израиля.
Прошло шесть лет, и в июле 2006 года президент обратился к юридическому советнику правительства с жалобой на вымогательство – бывшая сотрудница канцелярии требовала от него деньги за молчание о якобы имевшем место сексуальном домогательстве.
Дальнейшие события развивались по принципу снежной лавины – сперва из потерпевшего президент превратился в подследственного, потом к обвинениям служащей президентской канцелярии присоединилась бывшая подчинённая Кацава по министерству туризма, обвинившая его в изнасиловании, потом появились ещё две потерпевшие женщины…
Наступил январь 2007 года, и юридический советник правительства публикует черновик обвинительного заключения. Президент страны обвиняется в изнасиловании, сексуальных домогательствах, развратных действиях и принуждении к сексу с использованием служебного положения. Пока длилось следствие, Кацав не подавал в отставку, но после такого обвинения выбора у него не осталось, и президент досрочно сложил с себя полномочия. Теперь у него осталось одно дело – судебное.
В бой вступили адвокаты, и в июне 2007 года было подписано соглашение между прокуратурой и обвиняемым. Согласно договорённости, Моше Кацав признавал вину в сексуальных домогательствах и развратных действиях и получал наказание в виде условного срока. Да, и самое главное – статью об изнасиловании с него снимали в связи со сложностями доказать его в суде.
Возмущению женских организаций не было предела, и в Багац поступило сразу несколько исков с требованием отменить сделку. Выступавшие в Верховном суде прокуроры доказали, что шансов довести дело об изнасиловании до победного конца (то есть до признания виновности) у них нет, и Багац не отменил досудебную сделку.
8 апреля 2008 года в зале суда, где должно было состояться заседание по утверждению сделки, «взорвалась бомба» — Кацав заявил, что отказывается от сделки и отвергает все обвинения. Ошеломлённая прокуратура год готовила свой ответ, и в марте 2009 было подано новое обвинительное заключение – на этот раз по бывшему президенту ударили в полную силу, и обвинение включало в себя и изнасилование – то самое, о котором ещё год назад прокуроры заявляли как о недоказуемом. И действительно, сложно поверить, что однажды изнасилованная Кацавом женщина ночью пришла к нему в номер в гостинице, где он внезапно изнасиловал её вновь.
22 марта 2011 года областной суд Тель-Авива приговорил восьмого президента Израиля к семи годам тюремного заключения. Приговор, оказавшийся неожиданностью для большинства израильских юристов, – настолько, казалось, слаба была доказательная база, – не сразу вступил в силу, а был отложен до рассмотрения обжалования. Однако Верховный суд согласился с доводами прокуратуры (как и в прошлый раз, когда те же прокуроры заявляли тому же суду, что у них нет доказательств для осуждения по этому делу), и в декабре 2011 года Кацав начал отбывать свой семилетний срок.
Так родились несколько прецедентов – первый раз президент Израиля пошёл сидеть в тюрьму, первый раз прокуратура доказывала в суде, что у них нет доказательств, первый раз спустя год она доказала в суде, что доказательства есть…
Ну а я, как адвокат, хочу от всего сердца поблагодарить нашего бывшего президента за то, что он своим личным примером доказал, ЧТО бывает, когда ты не слушаешься своего адвоката.
***АПДЕЙТ***
Я пропустил один из самых важных моментов — как же произошло, что суд признал его виновным?
Его поймали на лжи. Он врал в суде и не краснел, как Варенуха. Он сказал, что не был с ней в гостинице, а доказательства есть что он там был.
В тот момент, когда человек заявил алиби «меня там не было», а на самом деле он там был, его словам доверять нельзя.
Поэтому его признали виновным.
Фото (сс) אמיר גלעד
'Ошибка президента и создание прецедента' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!