Намедни я наткнулся на очередной пост из серии «как родину любить», где мне бросилась в глаза фраза «взятки в Израиле не берут НА ЛЮБОМ УРОВНЕ». Тут я хорошо посмеялся, а в ответ кто-то адекватный попросил меня написать об этом. Обещания я выполняю, как тот Вовочка из 4б — сказал, значит сделаю.
Ну раз уж я вспомнил анекдот, то расскажу сразу два, про льва. Это для разгона, а потом будет серьёзно.
1. Лев женится, и позвал на свадьбу всех зверей в лесу. Вообще всех, даже мыша. И мыш такой приходит, кидает чек в сейф у входа, подходит ко льву и давай с ним фамильярничать — ну чё как, женишься, братан? Лев потерпел немного и говорит — слыш мыш, я всё понимаю, свадьба радость чек принёс, но ты давай, того… Не забывайся.
А мыш говорит — да ты братан сам не забывайся, я тоже был лев, пока не женился!
2. Лев с ослом пошли в бар, сидят бухают, уже поздно. Лев говорит — мне пора домой, жена ждёт. Осёл прикалывается — смотри-ка ты, лев «царь зверей» а домой к жене трусцой.
А лев говорит — слыш осёл, у тебя жена ослица, а у меня — львица.
Ну а теперь, покончив с анекдотами, перейдём к обсуждению вопроса о коррупции в Израиле. Я в системе уже где-то четверть века, и кое-что знаю как по личному опыту, так и из источников, которым доверяю полностью. Итак, по порядку.
СУДЬИ. Судьи в Израиле взяток не берут, от слова совсем. Никогда ещё судья в Израиле не взял взятки, и все самые крутые адвокаты, с которыми я говорил на эту тему, говорят, что это абсолютно, полностью исключено. Приведу два интересных примера, по которым можно понять масштабы происходящего.
1. Судья Дан Коэн уволился из суда в 1981 году, после того, как сказал что-то не то в адрес Верховного Суда (что — до сих пор не опубликовано) и его решили наказать переводом с юга на север — из Семиколодинска в Назарет. Спустя 20 — ДВАДЦАТЬ — лет он взял взятку у фирмы Siemens, будучи на должности директора электрической компании.
Спросите у любого человека про взятки судей, и каждый скажет — как же, есть судья, который брал взятку, Дан Коэн, судья-взяточник. Он, кстати, сбежал в Перу, откуда его вернули в Израиль, где он получил 6 лет.
2. Судья Давид Гладштейн — старый рыжий румын, который принимал у меня экзамены в адвокатскую коллегию. Я знаю, что меня читают люди, которым я помог — так вот, скажите ему спасибо, прокурорша на устном экзамене хотела меня завалить, а он меня на руках вынес, можно сказать.
У него была тренерша, сын которой дал по морде подруге. На суде подруга принесла письмо о том, что она простила парня и они помирились, но судья его не взяла. И тогда Гладштейн взял это письмо и положил его на стол судьи. За это он был с позором изгнан из профессии, и момента создания государства Израиль и до сих пор это самый тяжёлый случай коррупции в суде.
ПОЛИЦИЯ. В основном менты не берут — кроме, конечно же, полиции нравов, которые берут во всём мире (помните «Откройте, полиция»?).
ГАИшники не берут — однако я с удивлением обнаружил, что таки да были случаи. В Ашдоде грузины договорились — там, когда в порт заходит судно, едут наперегонки грузовики на разгрузку, и кто первый приехал, того и груз. Так вот, предприимчивые грузины давали взятки ментам, чтобы те останавливали конкурентов для досмотра, и десятиминутной задержки вполне хватало на то, что устранить лишних водил.
Было ещё одно знаменитое дело, когда адвокат с другом-следователем кошмарил бизнесы (ясное дело, честных не закошмаришь). К ним ещё потом присоединилась эта тварь-праклитутка Рут Давид, которая довела Давида Винера до самоубийства, но это уже совсем другая история.
Это дело прогремело на всю страну, и помню, с каким охуением от того, что такое вообще может произойти, я рассказывал об этом коллегам из России, которые выслушивали это от меня с не меньшим удивлением от того, что меня это удивляет — но ведь ни до, ни после такого в Израиле не было.
ЧИНОВНИКИ. Эти берут. Не так, как в России, но время от времени берут везде. Берут практически везде, где это связано с армией и спецслужбами — все закупки, которые проходят под грифом «секретно», проходят с откатами, и если я узнаю о случае, где это не так, я буду немало удивлён.
Зато я был на дне рождения в компании ребят из бюджетного отдела минфина — тех самых, которые пилят весь бюджет Израиля. Пилят в данном случае — это контролируют, как будут использованы бюджеты министерств. В час ночи, хорошо выпив и так далее, ребята общались на тему о том, какие кто реформы хочет провернуть и как это сэкономит деньги государства и увеличит эффективность работы.
Про муниципальных чиновников я вообще говорить не буду — но скажу точно, я слышал, что вроде бы есть такие, что не берут.
ПОЛИТИКИ. Эти берут, причём рано или поздно в сегодняшнем Израиле берут все. Министры, как я абсолютно уверен, берут — и ещё как берут (от по-крупному до курочка по зёрнышку). Не все делают это так же нагло, как Стасик, и не такие суммы, как Дери — но я уверен, что берут абсолютно все.
Кто у нас ещё остался? Ах да, врачи. Когда мой покойный учитель и наставник Алекс Лейбович лёг на операцию на сердце, его дочка после операции занесла в подарок врачу конверт с пятёркой баксов. Но это было ПОСЛЕ операции, в благодарность. И по-моему это правильно — хотя, может быть, я абсолютно не прав.
Ну и, конечно же, все фирмы, которые ведут серьёзные дела в коррумпированных странах, дают там, чтобы можно было работать. Это, конечно же, преступление по израильским законам, но в самом деле, как иначе работать в Африке, если там вообще нельзя работать, если не занести.
О, только что позвонили из прокуратуры и я сказал, что пишу пост про взятки. Смеялись, шутили, и тут я вспомнил, как лет 10 назад в Реховоте у меня было долгое и нужное дело, которое закончилось тем, что чувак сел. Ха, помню как я стоял и чуть не плакал после приговора, а судья говорит — ты отлично выступал, но что я могу поделать, если подсудимый несколько раз сказал «я хочу в тюрьму»?
Так вот, в буфете суда я увидел прокурора, который настойчиво просил судью исполнить настойчивую просьбу клиента о посадке. А у меня в кармане был толстый конверт с подарком от мамы на мой первый смартфон. И я вытаскиваю конверт и кидаю его прокурору на стол — а он там с ещё парой коллег — и говорю — бро, дай мне условный срок! И мы оба смеёмся, потому что это же смешная шутка — дать прокурору денег, это же абсурд!
Вот, пожалуй, то, что надо знать о взятках в Израиле.
'О взятках и коррупции в Израиле, или что я выучил за четверть века' Комментариев пока нет
Будьте первым комментатором!